Close

14.02.2022

Красота, которая рядом (часть 3)

В газете «Вперёд» Петушинского района опубликована статья о заказнике «Крутовский». Выпуск №13093 (3) от 28 января 2022 г. и №13094 (4) от 04.02.2022 г.

На севере Мещёрской низменности, на стыке границ Владимирской и Московской областей, на правом берегу реки Клязьмы раскинулся совершенно особый край, резко отличающийся от близлежащих густонаселённых районов – промышленного Подмосковья и плодородного сельскохозяйственного Ополья. Здесь песчаные и торфяные почвы слишком бедны для развитого земледелия, а бескрайние леса и болота, пересекаемые речками и ручьями, препятствуют строительству городов и сёл. На этой территории, подобно таёжным просторам Западной Сибири, люди всегда ютились на островах среди болот, по берегам озёр и рек, занимаясь рыболовством и промыслом пушного зверя.

От древнего финно-угорского племени мещера, некогда населявшего Окско-Клязьминское междуречье, до наших дней дошли лишь непривычные русскому человеку названия некоторых рек и озёр – Сеньга, Ушма, да общее название самого этого лесоболотного края. Пришедшие на смену финно-уграм славяне практически не изменили внешний облик территории. Вплоть до начала ХХ века её почти сплошь покрывали леса, а болота были столь полноводны, что местным крестьянам из немногочисленных деревень порой приходилось косить траву по колено в воде.

За последние 100 лет таких глухих деревень, затерянных среди болот, стало ещё меньше. Обширный участок к югу от Костерёво был передан под военный полигон, а из других деревень жители сами переехали поближе к цивилизации. В результате на правобережье Клязьмы в пределах Петушинского района жилые населённые пункты остались лишь в 5-километровой полосе вдоль реки.

Дремучие заболоченные чащи всегда служили пристанищем множеству диких зверей и птиц, играли большую роль в сохранении богатства и разнообразия животного мира. Ещё в 1977 году крупнейшие болота Оленье и Вольное были объявлены памятниками природы. В 1980-х годах на юге Петушинского района существовал Костерёвский охотничий заказник, где охранялись основные промысловые виды зверей и птиц. А в 1994 году был создан государственный природный комплексный заказник «Крутовский» (по названию крупнейшего населённого пункта Петушинского Заречья) площадью 34 тысячи гектар, объединивший все природные комплексы правобережья Клязьмы до границы с Московской областью.

Евпатий Коловрат

За многие века своей истории леса и болота Крутовского заказника обросли множеством легенд, мифов и поверий. Одна из таких легенд восходит к суровым временам татаро-монгольского нашествия. Именно на территории современного заказника, как утверждают местные краеведы, произошла описанная в древнерусских летописях битва рязанского богатыря Евпатия Коловрата с ордами хана Батыя. На предполагаемом месте сражения в урочище «Убитое поле» в наше время установлен поклонный крест и памятный камень.

Вольно чёрту в своём болоте орать

А вот, за Вольным болотом, расположенным в междуречье Клязьмы и Большой Ушмы, издавна укоренилась недобрая слава. Суеверные охотники и грибники почитали его за местопребывание нечистой силы и старались обходить стороной. Одну из версий происхождения названия этого болотного массива объясняет старинная поговорка: «Вольно чёрту в своём болоте орать». По всему периметру это огромное низинное болото окружено непролазными зарослями ивовых кустарников, среди которых в темноте или в пасмурную погоду бывает очень трудно сориентироваться. А уж проплутав всю ночь среди заболоченных ивняков, любой путник, конечно, не раз помянет самого повелителя тьмы.

Большой подорлик

Но, конечно же, Вольное болото – это не только наводящие суеверный ужас гнилые топи. В его северной и восточной частях расположены живописные сосновые острова, где не редкость деревья в два обхвата человеческих рук. Они уцелели здесь, благодаря отсутствию дорог и троп, в отличие от окружающих лесов, сильно пострадавших от сплошных рубок. На этих могучих соснах строят свои гнёзда редкие хищные птицы, занесённые в Красную книгу России – большой и малый подорлики. А старые гнёзда дневных хищников занимает крупная серая сова – бородатая неясыть, охраняемая на областном уровне. В самом же центре Вольного

Бородатая неясыть

болота, на открытом пространстве, поросшем осокой, весной собираются на ток краснобровые красавцы-тетерева. Токующие самцы сражаются за благосклонность самок, громко шипят и хлопают крыльями, а глухое воркующее бормотание их разносится по утрам на несколько километров в прозрачном мартовском воздухе.

 

Ещё более крупный болотный массив располагается в самом центре Крутовского заказника – это болото Оленье. Здесь, в отличие от Вольного, преобладающим компонентом растительного покрова являются не осоки и ивы, а мхи. Тысячи лет нарастала сверху и отмирала снизу моховая «подушка», в результате чего сформировались мощные залежи торфа. Этимология названия болота хотя и вполне прозрачна, но далеко не все знают, какой именно олень обитал в этих краях в не столь давнем прошлом. В XIX веке во Владимирской губернии ещё встречался северный олень, представленный ныне почти исчезнувшим лесным подвидом – тот самый лесной олень, даже воспетый в известной песне. Излюбленными местами его обитания были верховые сфагновые болота и лишайниковые боры-беломошники, которых и сейчас в Крутовском заказнике немало. Причиной исчезновения лесных оленей стала бесконтрольная браконьерская охота. Одним из постоянных спутников северного оленя была в те времена и белая куропатка – такой же реликт ледникового периода, сохранившийся на обширных верховых и переходных болотах. Однако в ХХ веке, после катастрофических пожаров, затронувших большинство крупных болот Владимирской области, эта птица тоже стала стремительно сокращать численность и к настоящему времени, по-видимому, совсем исчезла в нашем регионе.

Торфяной пожар на Оленьем болоте (2018)

Лесные и торфяные пожары угрожают нашим болотам и по сей день. Ещё с ХIX века люди старались осушить болота, использовать их для добычи торфа или для сельского хозяйства. Оленье и Вольное, благодаря военному полигону, сумели избежать полного осушения и торфоразработок, однако некоторые мелиоративные работы здесь всё же были проведены ещё до революции, прокопано несколько осушительных канав. Последствия этих не до конца обдуманных действий сказываются до сих пор. Осушение верхнего слоя торфяной залежи сделало Оленье болото крайне пожароопасным, особенно в сухие годы. Примерно раз в 10-20 лет болото горит, последний такой пожар прошёл в 2018 году, площадь поражения огнём составила более 1,5 тысяч гектар. Единственной причиной возгораний торфа является деятельность человека: рыбаки на берегах Оленьего озера разводят костры прямо на торфянике, охотники и сборщики ягод бросают непотушенные окурки.

Серый журавль

Несмотря на пожары и браконьерство, Оленье болото до наших дней служит местом обитания многих видов животных, связанных с моховыми болотами. Каждую весну здесь с громкими трубными криками исполняют свои брачные танцы серые журавли. С протяжной дребезжащей трелью пролетит над болотом большой кроншнеп с изогнутым книзу тонким клювом. Самозабвенно токует на верхушке сосны глухарь, запрокинув голову к небу. Молодые сосенки и берёзки, вырастающие на месте пожара, привлекают своими нежными побегами лосей, вслед за которыми сюда иногда приходят и волки.

Орлан-белохвост

Но самые топкие и заболоченные места Крутовского заказника располагаются по узким долинам небольших лесных речек – Сеньги, Большой и Малой Ушмы. Здесь прямо из воды растут куртины чёрной ольхи, переплетённой хмелем, словно тропическими лианами. Они чередуются с густыми ивняками и тростниковыми зарослями. В этих крепях прячутся стада кабанов, подкарауливает зайцев осторожная рысь, а по берегам самих речек часто встречаются погрызы бобров и «кормовые столики» выдры. По ночам непролазная чаща оглашается жутковатыми криками лесных сов – длиннохвостой и серой неясытей. В долине Большой Ушмы изредка гнездится даже орлан-белохвост, занесённый в Красную книгу России – одна из самых крупных птиц Владимирской области.

Особую привлекательность Крутовскому заказнику придают многочисленные озёра, которые можно разделить по происхождению на ледниковые, обязанные своим происхождением таянию больших массивов древнего льда (Светец, Круглец, Оленье, Мошное, Игнатково, Сеньга, Находное и др.), древнедолинные, образованные руслом древней Клязьмы, гораздо более полноводной, чем сейчас (Чащинское, Богдаринское), а также пойменные, до сих пор соединяющиеся с Клязьмой в период весеннего половодья (множество озёр в правобережной клязьминской пойме, из которых наиболее крупные – Ершевик, Беловодь и Горочное). В формировании некоторых озёр, возможно, принимали участие и карстовые (провальные) процессы, чем объясняется их необычно большая глубина (например, в озере Глубоком она достигает 9 м).

Чилим

Из всех водоёмов заказника в ботаническом отношении наиболее примечательно озеро Круглец, как место произрастания рогульника плавающего (водяного ореха), занесённого в Красную книгу Владимирской области. Рогульник, или чилим – характерный обитатель пойменных озёр в долинах Клязьмы и Оки, однако в данном случае он растёт в замкнутом озере ледникового происхождения, удалённом от поймы Клязьмы на 5 километров. Как попал чилим в озеро Круглец – до сих пор загадка. Предполагается, что в древности его могли специально расселить сюда люди: плоды водяного ореха вполне съедобны и использовались населением в пищу вплоть до ХХ века.

Молодило шароносное

В конце последнего оледенения потоки воды от тающих ледников принесли с собой на территорию Мещёрской низменности множество песка. Сейчас в Крутовском заказнике почти все возвышенные песчаные гривы заняты сосновым лесом. Бедная сухая почва не даёт возможности развиваться густой травянистой растительности, поэтому именно в таких лесах можно встретить растения, не способные выдерживать конкуренцию с более быстрорастущими видами, но зато легко переносящие засуху и недостаток питания. К таким растениям относится молодило шароносное, занесённое в Красную книгу Владимирской области. Это популярное декоративное растение, которое нередко высаживают на кладбищах и приусадебных участках, здесь растёт в естественном состоянии. Его побеги по виду напоминают миниатюрные кочаны капусты – короткие мясистые листья запасают с весны воду и питательные вещества, чтобы потом экономно расходовать их в течение года. На сухих песчаных сосновых гривах встречаются и другие редкие представители флоры и фауны, охраняемые на областном уровне. С резким треском взлетает из-под ног ширококрылая трещотка – похожее на крупного кузнечика насекомое с ярко-розовой окраской крыльев, а потом, опустившись обратно в траву и сложив крылья, сразу же снова становится незаметным. На опушке леса и днём, и ночью заливается мелодичными флейтовыми переливами лесной жаворонок-юла.

Турухтан

Правобережная пойма Клязьмы, узкой полосой протянувшаяся вдоль северной границы Крутовского заказника, в основном покрыта луговой растительностью, но немало тут и дубрав, среди которых порой встречаются огромные старые деревья-исполины. В мае на пойменных лугах, едва освободившихся из-под весеннего половодья, собираются на тока длинноносые пёстрые кулики – дупеля. Самцы бегают по луговине и будто нашёптывают, насвистывают друг другу что-то, сопровождая эти звуки мелким дробным щёлканьем клюва. Живописную картину представляет ток и у другого вида куликов – турухтана, занесённого в Красную книгу Владимирской области. У турухтанов самцы весной приобретают каждый свой уникальный брачный наряд – разноцветные воротники и хохолки. Бывает, в одной большой стае не встретишь двух одинаковых самцов.

К долине Клязьмы приурочена и современная хозяйственная деятельность человека. В границах заказника расположено 7 сельских населённых пунктов. Красоты нетронутой природы и одновременно ухудшение экологической обстановки в крупных городах с каждым годом привлекают в эти места всё больше дачников, желающих построить свой загородный дом рядом с чистым озером и грибным лесом. Только, вот, практика показывает, что чем шире разрастаются деревни и дачные посёлки, тем грязнее становятся окружающие водоёмы, а в лесах вместо грибов вырастают горы пластикового мусора. Рано или поздно давление мегаполисов ломает хрупкое природное равновесие, и следующие волны беженцев от городской суеты выплёскиваются уже на новые, прежде совсем нетронутые места.

Такие особо охраняемые природные территории, как Крутовский заказник, призваны сдержать этот напор, сберечь тот хрупкий баланс между человеком и природой, который выстраивался тысячелетиями. Тем не менее, до сих пор расширение населённых пунктов и застройка земель, наряду с браконьерством, пожарами и вырубкой леса, остаются в числе главных угроз для природных комплексов заказника. На такой огромной территории, как Крутовский заказник, практически невозможно наладить эффективный режим охраны силами областной Дирекции ООПТ, если сами жители Петушинской земли не поймут, что природа имеет свой предел прочности, превышение которого может обойтись им очень дорого.

© Максим Сергеев, 2022 год.

One Comment on “Красота, которая рядом (часть 3)

Вера
29.01.2022 в 10:47

Спасибо огромное!С удовольствием ознакомилась со статьей, с нетерпением жду продолжения. Очень интересно и познавательно. Спасибо автору.

Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *